Зефирный эксперимент: Сила отложенного удовольствияРезультаты сорокалетнего исследования, проведённого учёными из Стэндфордского университета, показали, что люди, обладающие этим качеством, имеют больше шансов на успех
В 1960 году профессор Стэндфордского университета Вальтер Мишель начал проводить ряд важных психологических исследований.
В экспериментах Мишеля и его команды приняли участие сотни детей (возраст большинства из них составил 4-5 лет). В ходе исследования учёные обнаружили то, что сейчас является одной из самых важных характеристик успеха в жизни, работе и здоровье.
Эксперимент начался с того, что каждого ребёнка завели в отдельную комнату, усадили на стул и положили на стол перед ним зефир, после чего предложили сделку. Если ребёнок за время отсутствия исследователя не съест зефир, то за это он получит вторую штучку, а если съест – то ничего.
Всё было просто: один зефир сейчас или два потом.
Исследователь покидал комнату на 15 минут.
Наблюдать за детьми, оставленными в комнате, было довольно занимательно. Одни съедали зефир сразу же после того, как закрывалась дверь за исследователем. Другие крутились на стульях, пытаясь сдержать себя, но, в конечном счёте, сдавались спустя несколько минут. Всего нескольким детям удалось не поддаться искушению и получить две штучки зефира.
Результаты «Зефирного эксперимента» были опубликованы в 1972 году, но самое интересное было обнаружено спустя много лет после его проведения.
Сила отложенного удовольствия
Шли годы. Дети, которые принимали участие в Зефирном эксперименте, выросли. Учёные Стэндфордского университета продолжали своё исследование, отслеживая прогресс каждого участника в той или иной сфере жизни. То, что они обнаружили, было удивительным.
Дети, которые не съели зефир и получили в качестве вознаграждения второй, получали более высокие оценки по SAT (стандартизованный тест для приёма в высшие учебные заведения в США), не имели проблем с наркоманией, лишним весом, лучше переносили стресс, обладали хорошими социальными навыками и так далее. Исследователи следили за жизнью каждого ребёнка более 40 лет. Группа тех, кто терпеливо выждал 15 минут, чтобы получить второй зефир, преуспевала во всех сферах. Иными словами, эксперименты доказали, что способность откладывать удовольствие имеет решающее значение для успеха в жизни.
И если Вы посмотрите вокруг, то увидите, что это применимо ко всему.
- Если Вы отложите удовольствие посмотреть телевизор и сделаете вместо этого домашнюю работу, то узнаете много нового и получите более высокие оценки.
- Если Вы не купите в магазине сладкое или чипсы ради удовлетворения возникшего желания, то скушаете дома что-нибудь полезное для здоровья и сэкономите деньги.
- Если Вы не поддадитесь искушению закончить тренировку раньше и сделаете ещё пару повторений, то станете сильнее, и так далее.
Успех, как правило, сводится к предпочтению боли дисциплины, а не лёгкости отвлечения.
Возникает интересный вопрос: дети, которые не съели зефир в ходе проведения эксперимента, обладали самоконтролем и по этой причине были обречены на успех? И как развить в себе эту важную черту?
Что определяет Вашу способность откладывать удовольствие?
Учёные из Рочестерского университета решили повторить Зефирный эксперимент, но с некоторыми изменениями. Они разделили детей на две группы. Каждому ребёнку из первой группы исследователи дали небольшую упаковку цветных карандашей и пообещали принести через некоторое время упаковку побольше, однако никогда не сделали этого. Потом они дали детям маленькую наклейку и пообещали принести чуть позже ещё несколько наклеек, однако снова не выполнили своё обещание.
Тем временем, детям из второй группы пообещали большую упаковку карандашей, и они их получили. То же самое касалось и наклеек.
Результаты зефирного эксперимента были очевидными. Дети из первой группы не поверили в то, что исследователи принесут вторую штучку зефира, поэтому не стали долго ждать и съели ту, которая лежала перед ними.
В свою очередь, дети из второй группы ждали, чтобы не съесть зефир, в среднем в четыре раза больше, чем дети из первой группы, поскольку их мозг понимал, что: 1) ожидание удовольствия стоит того; 2) у меня есть возможность подождать.
Иными словами, способность ребёнка откладывать удовольствие и проявлять самоконтроль являлась не предопределённой чертой, а была обусловлена опытом и окружением. По сути, воздействие окружения было практически мгновенным. Всего несколько минут надёжных и ненадёжных впечатлений было достаточно для того, чтобы заставить каждого ребёнка действовать так или иначе.
Как научиться откладывать удовольствие
Прежде чем мы продолжим, давайте проясним одну вещь: по тем или иным причинам, Зефирный эксперимент стал очень популярным. О нём упоминалось почти во всех крупных СМИ. Но эти исследования являются лишь одной частью данных, небольшим экскурсом в историю успеха. Поведение человека (и жизнь в целом) намного сложнее, поэтому давайте не будем голословно утверждать, что один выбор четырёхлетнего ребёнка повлияет на всю его оставшуюся жизнь. Тем не менее…
Результаты вышеупомянутого исследования говорят о том, что если Вы хотите преуспеть в чём-то, то Вам нужно быть дисциплинированным и действовать, а не отвлекаться и делать только самое лёгкое (отсрочка удовольствия).
Если Вы не способны откладывать удовольствие, то Вам нужно работать над собой, чтобы стать лучше тогда... Не будьте ребенком...
http://xexe.club/108768-zefirnyy-eksperiment-sila-otlozhennogo-udovolstviya.html